В тибетских свитках записано: все, что существует в природе, целебно для человека. Если есть заболевание, то обязательно есть и средство его лечения. В тибетской медицине все лекарства по своему происхождению – природные. В основе основ заложено глубокое понимание и знание природы земли, ее растительного и животного мира, органических и неорганических компонентов.
Среди многих легенд о Будде существует и такая интерпретация истории о лекарствах: «Однажды учитель попросил своих учеников попутешествовать по стране, собирая то, что, по их мнению, не является лекарством. Большинство учеников, вернувшись к учителю, принесли по нескольку растений и минералов, считая их непригодными для лечения. И только один из учеников не появлялся долгое время. А когда он вернулся, весь в пыли, усталый, в руках у него ничего не было. С большим уважением обратился он к учителю: “Я обыскал самые дальние места, но не нашел ничего, что не имело бы лечебной силы”. Учитель поздравил своего ученика с тем, что он единственный понял медицинскую пользу веществ в природе».
В Тибете на протяжении тысячелетий из поколения в поколение передавались рецепты составления лекарств. Со временем методы и средства лечения совершенствовались, при необходимости вносились соответствующие корректировки, повышающие эффективность препаратов. Недаром в Тибете говорят, что доверять можно лекарству, которому не меньше 300 лет. В арсенале тибетской медицины более 1500 растений, около 100 минералов, более 200 видов сырья животного происхождения. Лекарственные композиции составляются с соблюдением тщательных математических пропорций для достижения максимального лечебного эффекта. Части растений в лекарствах преобладают. В специальных трактатах пропись многокомпонентного лекарства подобна комплектованию войска, где главный компонент является «царем», вспомогательные – «советниками», «послами», «воинами» и т. д.
Здоровье в КТМ рассматривается как равновесие трех конституций: Ветра, Желчи и Слизи. Любое нарушение этого баланса ведет к возникновению заболевания. Ветер, или «рлунг» (в современной, более грубой и обобщенной трактовке — нервная система), Желчь, или «мкхрис» (пищеварительная система), и Слизь, или «бад-кан» (лимфатическая и эндокринная система) — это три регулирующие системы (три физиологических начала, три конституции), отвечающие за все процессы жизнедеятельности в организме. У большинства людей, как правило, доминирует одно из трех физиологических начал. В зависимости от этого люди различаются по типу – человек Ветра, человек Желчи, человек Слизи. Каждый тип отличают характерные физиологические признаки, психологические свойства, предрасположенность к тем или иным заболеваниям.
КТМ опирается также на учение об Инь и Ян (двух первоначалах), энергии Ци (жизненная энергия) и учение о Пяти Стихиях (металл, земля, дерево, вода и огонь), и потому болезни рассматриваются также с точки зрения нарушения баланса Инь-Ян, стихий внутренних органов и блокировки течения Ци.
Восточная медицина не признает узкой специализации врачей и с помощью природных средств, основанных на бесценных знаниях о свойствах растений, животных, минералов и их воздействии на человека, лечит весь организм в целом, устраняя первопричину заболеваний и восстанавливая нарушенное равновесие.
Тибетская медицина – это стройная система практических знаний, основанная на понимании взаимосвязи между разумом, телом, душой и внешним миром. Важнейшей составляющей частью тибетской медицины на протяжении тысячелетий является буддийская философия. Она служит духовной основой врачебной науки Тибета.
Большинство тибетских лекарей, распространявших науку врачевания, были буддийскими священнослужителями, поэтому тибетскую медицину часто называют божественной. Когда непосредственный процесс приготовления лекарств считается законченным, из монастыря приглашаются ламы, и производится обряд освящения. Ламы читают молитвы во благо всех людей, которые будут принимать эти лекарства. Одна из основных рекомендаций «Чжуд-Ши» по образу жизни гласит: «Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них грехи». Уникальность тибетских медицинских источников заключается в их многоплановом учении о человеке. Большое внимание в медицине Тибета придается личности пациента: правильный психологический настрой особенно важен для успешного излечения. Общей причиной всех болезней является неведение, которое порождает три яда: страсть, гнев и глупость. Если человек не умеет справляться с негативными эмоциями и подвержен их длительному воздействию, он подвержен и болезням.
Нет неизлечимых болезней, есть неизлечимые люди, те, кто ненавидят живых существ, неблагодарные, подавленные духом, исчерпавшие срок жизни. Чистота помыслов, оптимизм, бодрость духа – фундамент здоровья. Духовная и физическая природа человека рассматриваются в единстве и целостности. Такова суть медицины, проверенной временем.
Тибетская медицина, сформировавшаяся как система к VII веку нашей эры, объединила в себе глубинные знания древних цивилизаций и все лучшее из восточных народных медицин. В ней плотно переплелись основы врачевания Китая и Индии, Афганистана и Непала, Персии и даже Греции. Заимствования происходили с целью изучения, отбора и использования как можно большего количества действенных методов лечения. Таким образом, теория и практика медицины Тибета вобрали в себя и органически соединили многие древние лечебные традиции. Творчески переработав наследие великих цивилизаций, учение о здоровье, рожденное в Тибете, осталось оригинальным и уникальным. Главное руководство тибетской медицины «Чжуд-Ши» («Четыре Тантры») содержит разделы по эмбриологии, анатомии, физиологии, диагностике, гигиене, фармакологии, хирургии и др. Например, о существовании микробов тибетские ламы знали за тысячу лет до их открытия в европейской науке; в тибетских манускриптах исследователи находят методики использования стволовых клеток и рецепты на основе плаценты оленей.
Тибет – самая высокогорная страна на земном шаре, его по праву называют «крышей мира». Он расположен на крайнем юго-западе Китая, на высочайшем и самом обширном на земле Тибетском нагорье. В Тибете на протяжении тысячелетий китайские целители основательно изучали растительный мир, из поколения в поколение передавались рецепты составления лекарств, которые совершенствовались со временем. Недаром в Тибете говорят, что доверять можно лекарству, которому не меньше 300 лет. В арсенале тибетской медицины более 1500 растений, около 100 минералов, более 200 видов сырья животного происхождения. Лекарственные композиции составляются с соблюдением тщательных математических пропорций для достижения максимального лечебного эффекта. Тибетские фитопрепараты абсолютно безвредны, не содержат токсических веществ, гормонов, не вызывают аллергических реакций, не имеют побочных эффектов.
Вплоть до XX века Тибет был закрытой страной. Прибытие в Тибет иностранцев (кроме жителей Китая и Монголии) было запрещено. Нарушение запрета могло караться смертью. Лишь буддистам-паломникам соседних государств после нелегких испытаний удавалось проникнуть в Тибет. Первым путешественником из России, который под видом ламы-паломника добрался до тибетской столицы Лхасы, был Гомбожаб Цыбиков, бурят по национальности.
Экспедиция была организована Русским географическим обществом в 1899–1902 годах. Цыбиков отправился в Тибет сразу после окончания учебы на факультете восточных языков Петербургского университета. В книге «Буддист-паломник у святынь Тибета…» (1919) Цыбиков всесторонне описал жизнь тибетцев. Ему удалось сделать около 200 уникальных фотографий; кроме того, он вывез ценную коллекцию тибетских книг (около 300).
Имя другого бурятского деятеля, врача Петра Бадмаева, также связано с Тибетом, а именно – с традицией тибетской медицины в дореволюционной России. К концу XIX века клиника Бадмаева завоевала большую популярность в Петербурге, лечение было высокоэффективным и доступным всем слоям населения. Петр Бадмаев – первый переводчик на русский язык четырехтомного трактата тибетской медицины «Чжуд-Ши». Он занимался и дипломатической деятельностью, служил в Азиатском департаменте МИДа, был в длительной экспедиции по Монголии, Китаю и Тибету. Как дипломат, он прощупывал там политическую ситуацию: Россия боролась за влияние на Востоке. Как врач и ученый, он исследовал новые возможности восточной медицины.
Сегодня во всем мире растет интерес к методам лечения натуральными, природными средствами. Человеку достаточно просто посмотреть вокруг, чтобы увидеть: все, что нас окружает, может быть лекарством при правильном его использовании. Природные лекарства способны вернуть нашему организму равновесие, которое и означает здоровье.
Какая же медицина более способна помочь человеку XXI века – восточная или западная? А может, и та и другая имеют способность счастливо уживаться? Действительно, аллопатическая медицина достигла сейчас блестящих результатов; благодаря высоким технологиям она способна быстро и качественно оказывать помощь в экстренных случаях. Антибиотики и химиопрепараты помогли побороть многие инфекции. С помощью современных препаратов и высокотехнологичной аппаратуры излечиваются различные патологии, стали возможными сложнейшие хирургические операции, в том числе по пересадке органов. Эти успехи впечатляют. Между тем число больных людей не уменьшается.
Заболеваемость растет не только в странах с низким жизненным уровнем, но и в высокоразвитых государствах. Характер и облик заболеваний также изменился. Если в начале прошлого века преобладали остро протекающие болезни, то постепенно бичом человечества становятся хронические недуги. Сегодня они составляют более 70 %.
Развитие цивилизации и технический прогресс породили новые, трудноизлечимые формы болезней. Так, вместо эпидемий и пандемий инфекционных заболеваний, уносивших десятки и сотни тысяч жизней, на первое место вышли заболевания сердечнососудистой системы, злокачественные новообразования, болезни, связанные с нарушением обмена веществ, сахарный диабет, СПИД. Современная медицина и наука уже не поспевают за болезнями века, которые все время оказываются на шаг впереди и разрекламированных лекарств и армии врачей явно недостаточно, чтобы сохранить здоровье. Есть ли альтернатива?
Тибетские врачеватели всегда уделяли пристальное внимание причинам болезни и условиям, определяющим ее характер. Первостепенными были вопросы сохранения, поддержания здоровья, профилактики заболеваний, а затем уже их лечения. Эффективность медицинской системы Тибета основана на глубоком знании организма человека, всестороннем изучении лекарственных свойств растений и минералов и подтверждена длительной успешной практикой исцеления.
Тибетские фитопрепараты содержат от нескольких до десятков компонентов, которые используются в строго определенных пропорциях. Они подбираются таким образом, чтобы одни компоненты усиливали и дополняли действие других и в комплексе оказывали максимальный лечебный эффект.
Обычно тибетский фитопрепарат состоит из двух взаимодополняющих частей: главного и второстепенного лекарства.
Действие первого направлено непосредственно на лечение болезни, а действие второго – на защиту организма. Поэтому тибетские лекарства намного безопаснее, чем химические средства. Они не имеют побочных эффектов, не вызывают аллергических реакций.
Сегодня во всем мире растет интерес к методам лечения натуральными, природными средствами. Это во многом связано с тем, что химические препараты западной фармацевтической промышленности, оказывая сугубо симптоматическое, заместительное действие, имеют множество негативных побочных эффектов. В противоположность западной, тибетская медицина позволяет организму восстановить его природное равновесие, которое и означает здоровье.
Рецепты сборов лечебных растений, проверенные многовековой практикой тибетской медицины, используются в продукции компании BEST FORTUNE Ltd.
Компания предлагает широкий спектр биологически активных добавок, направленных на регулирование функций всех систем жизнедеятельности и специальные средства для женской интимной гигиены (вагинальные капсулы ФЛОРА БАЛАНС и интим-гель с ионами серебра ВЕНЕРА), созданные только из натуральных, экологически чистых компонентов по уникальным рецептурам КТМ в сочетании с современными достижениями биотехнологий. Это мощные природные средства для оздоровления, излечения и достижения физической гармонии на пути к долголетию.